Сепарация

Началось! Мой малыш сам! Сам поел, сам пошел, сам надел, сам прочитал. И если первые проявления самостоятельности наших детей вызывают у нас гордость, умиление и желание поделиться этой новостью с миром, то с течением времени в наше сознание проникает, и порой овладевает им…тревога. Как это сам надел, сам пошел? Куда? Когда вернешься?

Ко мне часто обращаются за консультацией любящие родители подрастающих бунтарей. Сегодня мы поговорим о ставшем модным понятии, заимствованном из классической психологии Зигмунда Фрейда — о сепарации, о закономерном отделении родителей и детей. К сожалению, часто семейные сценарии и общая психологическая неосведомлённость делает этот естественный процесс некомфортным. В тоже время, правильно прожитая сепарация дарит семье прекрасные гармоничные и созидательные отношения в дальнейшем, делает детско-родительские отношения более наполненным и живыми.

Взросление каждого здорового ребенка происходит понятным, закономерным образом, психоаналитик Маргарет Малер выделяет четыре этапа.

Как ни странно, дифференциация с матерью, пишет Малер, не начинается непосредственно в момент рождения. Первая фаза, называемая симбиозом, длится приблизительно девять месяцев и характеризуется максимальной эмоциональной близостью между матерью и младенцем. На этом этапе нет никаких признаков того, что младенец воспринимает свою мать как отдельного от него человека. Границы между Эго ребенка и матерью не существует, чувства свободно перемещаются между ними. Беспокойство матери моментально передается ребенку, который никак не может защититься от плохого настроения матери. И наоборот, расстроенный младенец вызывает взаимное беспокойство у матери. Прикосновения матери, ее улыбка и ее действия в ответ на его потребности дают ребенку первые представления о себе как о живом существе.

Следующая фаза сепарации-индивидуация — начинается с окончанием симбиоза, примерно в возрасте девяти месяцев. На начальном этапе характерно изучение ребенком тела своей матери, свидетельствующее о том, что он воспринимает ее как отдельного человека. Например, ребенок больше не «прилипает» к ней, а, выгибаясь, пытается отстраниться от нее, чтобы лучше видеть ее лицо. Он будет тянуть ручки, чтобы схватить и потянуть ее за нос, значит, он понимает, что она — существо отдельное от него. Этот период характеризуется физическим развитием мышц и координации движений, что позволяет ребенку сначала ползать, а затем и ходить самостоятельно. Насколько успешно ребенок пройдет эту стадию развития, зависит от степени успешности прохождения предыдущей. Как психолог, я советую родителям в этот период развития малыша максимально внимательно и бережно откликаться на порывы маленьких исследователей покорить окружающий мир.

«Ужасные двухлетки» — это распространенное обозначение третьей фазы сепарации, которую Малер назвала воссоединением. Эта стадия развития богата конфликтами, поскольку ребенок все больше осознает свою отдельность от матери. Сейчас, в два года, он уже физически способен пойти дальше, и его отдельность от взрослого становится для него более очевидной, это знание рождает беспокойство. В то же время растущий ребенок все больше нуждается в автономии, и пропасть между желанием отделиться и противостоящий ему страх потеряться провоцирует множество конфликтов. Вот сейчас ребенку хочется побыть одному, а через мгновение он требует, чтобы мать была рядом. Такие внезапные перемены настроения выводят из себя даже самых терпеливых родителей. Основной ошибкой взрослых в это период, мешающей ребенку повзрослеть, является неправильный отклик на детское «Я сам». Родителям очень важно в этот период запастись терпением и поддержать малыша, обучить его самостоятельно есть, собирать игрушки, одеваться и помогать маме. В этом возрасте уже можно чаще прибегать к помощи бабушек и нянь. Это прекрасное время первого знакомства с книгами и сказками, ведь в семьях, где детям часто читают вслух, малыши растут более спокойными и гармоничными. К тому же, тексты и смыслы первых сказок ребёнок запоминает сердцем, эти сказки архетипически будут оказывать влияние на всю его взрослую жизнь. Кстати, это очень интересная тема для отдельной статьи.

И заключительная фаза сепарации проходит приблизительно в возрасте трех лет. У нее нет конечной даты, с нее начинается интеграция, второй основной процесс, формирующий Личность. Здоровая психика взрослеющего человека будет нуждаться только в доверии и безусловном принятии со стороны близких взрослых, безоценочного пространства и общения на равных без попыток излишнего давления.

Итак… ребенок повзрослел, теперь задача любящих родителей помочь ребенку и себе. Напитать уверенностью в собственных силах и способностях. Подарить крылья. Отпустить, заверив в своей поддержке и любви. Бонус родителям- чувство гордости и удовлетворения от результатов своих детей.

Автор статьи: Екатерина Кондратенко

Встреча со сказкой!

Приглашаю вас на очередную встречу 29 сентября в 18.00 с прекрасной сказкой …

Бесплатная консультация психолога по Скайпу!

Мы рады сообщить, что готовы провести бесплатную двадцатиминутную …