Анима и Анимус — архетипическая пара

В юнгианском концепте понимания личности и её бессознательных содержаний большое внимание уделяется понятиям Анима и Анимус. Юнг считал, что феминную сознательную установку женщины компенсирует бессознательная «мужественность» (Анимус), тоже верно и для мужчин — образ внутренней женщины (Анимы) уравновешивает сознательное проявление маскулинности. Анима наделяет душой мужчину, привносит в его жизнь эрос, в то время как для женщины Анимус — это дух, связанный с логосом, мыслью, словом. Такой подход исходит из понимания человека как цельного существа, в котором переплетаются подчас противоположные и в тоже время взаимодополняющие принципы.

Но если поразмышлять в практическом ключе, то как в нашем внутреннем мире проявляются эти образы?

В первую очередь следы Анимы и Анимуса можно проследить в наших сновидениях или воображении. Согласно Юнгу эти образы архетипичны и сопровождаются сильными чувствами и зачарованностью. Это может быть чувство влюблённости, с которым мы просыпаемся после такого сна, внезапная вспышка вдохновения и полноты жизни, желание слиться с этим образом.

Во-вторых, мы можем проследить как Анима и Анимус проявляться в наших отношениях и какую роль играют при переживании очарованности избранником. Если мы находим подходящего человека, на которого можем спроецировать собственный образ Анимы/Анимуса, то мы становимся захваченными им, влюбляемся и переживаем эти отношения как нахождение своей утерянной половинки, той самой, которая помогает нам переживать это блаженное состояние целостности.

Действительно ли мы влюбляемся в отдельного от нас, уникального человека или в идеальный образ, которым мы его наделяем — это другой, заслуживающий отдельного рассмотрения вопрос. Но то, что нам важно осознать сейчас — это чем именно мы очаровываемся, какие качества и черты проецируем на другого человека, что именно является той утерянной ценностью, которую мы так ищем в своей второй половинке?
В помощь при ответе на данные вопросы привожу классификацию образов Анимы и Анимуса, составленную Вереной Каст. Это лишь приблизительный набросок, который может варьироваться и дополняться:

1. Анима и Анимус как авторитетные фигуры — наши учительницы и учителя, политические деятели, короли и королевы и т.д. Словом все те, в которых при подробном рассмотрении могут угадываться родительские фигуры.
2. Анима-сестра и Анимус-брат — архетипически окрашенная и эмоционально заряженная пара.
3. Таинственная незнакомка и Таинственный незнакомец — более коллективные, надличностные образы богов и богинь, нимф, цыган и т.д.
4. Мудрая старуха и мудрый старец.
5. Незнакомая девочка и незнакомый мальчик, которые связаны с образом Божественного ребёнка и могут говорить о стадиях формирования Анимы и Анимуса.

В заключении хотелось бы отметить, что переживание образов Анимы и Анимуса всегда привносит в нашу жизнь ощущение подъёма, душевности или духовности, влюблённости и вдохновения. Мы можем раз за разом искать эти переживания во вне, искать подобные заряженные для нас отношения и даже найти их. И через эти отношения можно наконец понять, что это за качества, которые так притягательны для нас в партнёре и наконец присвоить их себе. Ведь именно они принадлежат нам по праву, так как имеют свой исток в образах вечно притягательных и неуловимых — Анимусе и Аниме.

Автор статьи: Инесса Самараковская

Встреча со сказкой!

Приглашаю вас на очередную встречу 29 сентября в 18.00 с прекрасной сказкой …

Бесплатная консультация психолога по Скайпу!

Мы рады сообщить, что готовы провести бесплатную двадцатиминутную …