Что такое юнгианский анализ?

История развития направления.
Основоположником аналитической психологии является швейцарский психиатр, психолог Карл Густав Юнг.
Профессиональный путь Юнга начался с Базельского института в Швейцарии, далее продолжился в ходе психиатрической подготовки в клинике Бургхольцли. Во время работы в клинике Юнг пишет работы по психиатрии и вступает в переписку с небезызвестным доктором Зигмундом Фрейдом, чьи революционные идеи о сексуальности уже тогда потрясали общественность и вылились в отдельное направление психологической мысли под названием психоанализ. Вскоре Юнг и Фрейд знакомятся лично и между ними завязывается тёплая дружба и профессиональные отношения. Юнг становится одним из наиболее заметных лидеров зарождающегося психоаналитического движения, так называемым крон-принцем психоанализа.
Вскоре происходит раскол между Юнгом и Фрейдом, в ходе которого Юнг покидает психоаналитическое общество и погружается в свои собственные исследования психического.
Теоретические положения Юнга основываются на работе с клиентами и экспериментальными данными, в ходе которых он открыл некие универсальные фантазии и паттерны бессознательного (архетипы), а также область глубинного психического, названной им — Коллективным бессознательным.
Юнговский подход был не только эмпирическим, но и довольно личностным и практическим: родоначальник аналитической психологии анализировал самого себя, свои сновидения и фантазии, развил уникальную технику Активного воображения, создал альтернативный психоаналитическому метод интерпретации, который получил название Амплификация.
Идеи Юнга получили большое распространение и были оформлены в отдельное фундаментальное направление психологической мысли. В настоящий момент аналитическая психология — это не только Юнг, но и поколение его учеников, многих других талантливых постюнгианцев, внёсших свой вклад в развитие данного направления, открытого к диалогу, новым смыслам и дальнейшему развитию.

Личное и коллективное бессознательное
Как писал сам Карл Густав Юнг в своей работе «Очерки по психологии бессознательного», «Мы должны различать личное и безличное (или трансличное) бессознательное. Последнее мы называем также коллективным бессознательным именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно универсальным, и потому что его содержания могут быть обнаружены повсюду…»
По Юнгу личное бессознательное содержит те компоненты личности, которые подавлены в результате воспитания и наиболее легко могут стать осознанными. Например, вытесняемые мысли (как правило, стыдные или болезненные) и чувства, не достигшие сознания. Все эти содержания носят личный характер, поскольку приобретены в процессе индивидуальной жизни. Поскольку эта жизнь ограничена, то и число приобретённых содержаний в личном бессознательном тоже ограничено.
Граница личного слоя бессознательного проходит на уровне детских воспоминаний. Тогда как коллективное бессознательное уходит своими корнями в период, предшествующий детству, является хранилищем мировой души человечества, а именно вместилищем архетипов. Архетипами Юнг считал образования архаического характера, своего рода схемы поведения, чувствования, переживания, воплощённые в том числе в мифологических мотивах. Коллективное бессознательное он также иногда называет исторической частью нашей души. Содержания коллективного бессознательного – это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет. Эти образы являются мифологическими и потому символическими, поскольку они выражают гармонию познающего субъекта с познаваемым объектом.
Под коллективным бессознательным Юнг также предлагает понимать такое бессознательное, общечеловеческое душевное функционирование, которое явилось причиной не только наших современных символических образов, но также и всех других подобных продуктов человеческого прошлого. Поэтому на уровне коллективного бессознательного личности отдельных людей также похожи по содержанию.
Содержание коллективного бессознательного не контролируется волевыми усилиями. Активизация архетипов коллективного бессознательного в больших социальных, этнических, культурных группах выражается в массовых публичных помешательствах, носящих исторический масштаб.
Вся аналитическая психология Юнга нацелена на выделение этих образов из бессознательного и воссоединение человека с природой.

Так что же такое Юнгианский анализ?
В аналитической психологии есть красивая метафора про психотерапию как такое алхимическое делание, в котором «наша цель не в обычном золоте». А что же стоит за этим не_обычным золотом? Можно сказать, что обретение некой целостности, развитие потенциалов человека, проявление творческой части, индивидуальности личности во всем ее многообразии. Это не про то, как стать кем-то, а про то, как стать собой.
Это простое «стать собой» часто становится недостижимым или вовсе непонятным. А Я — это как? А Я — это кто? Но такие вопросы могут и не стоять, часто клиенты приходят совсем с иным: «чувствую, что жизнь как будто пустая», «есть семья, работа, дом, но чего-то не хватает», или же сложность обстоит в сфере отношений, самоощущения, повторяющихся сценариев, переживания кризисных периодов. В этом плане Юнгианский анализ довольно пластичен, он не ограничивается работой лишь какой-то одной сферой. Однако общим может быть юнгианский подход к работе – это стремление понять и исследовать значение происходящего в жизни и психике клиента через анализ бессознательного. Такие послания из бессознательного поступают к нам постоянно – через сновидения, симптомы, фантазии и поступки, которые наша сознательная часть может считать проблемными, но которые при пристальном рассмотрении оказываются трансформационными, ведущими нас к большему контакту с собой и творческому взаимодействию с окружающим миром.
Помимо внимания к бессознательному материалу в юнгианском анализе рассматриваются уникальные отношения, которые развиваются в паре клиент-терапевт, а также опыт раннего детства клиента. Таким образом, происходит ревизия личной истории клиента и интеграция прошлого опыта, но на качественно другом уровне. В этом процессе терапевт представляет собой альтернативную прошлому опыту фигуру, он поощряет проявление уникальности клиента, относясь с уважением к его внутренней мудрости.
Важное значение в анализе уделяется рамкам психотерапии, которые рассматриваются тоже в символическом ключе. Аналитический контракт является своеобразным алхимическим сосудом, в котором каждый элемент имеет свой смысл. Время встреч, их регулярность и постоянство, условия оплаты – все это важные составляющие процесса, которые при должном соблюдение способствуют интенсивному и качественному переживанию анализа.
Напоследок хотелось бы добавить, что Юнгианский анализ – также считается методом глубинных изменений в психике, последствия которого являются стабильными и сохраняются в течение длительного времени. Но так как прошлый негативный опыт, конфликты и тревожащие человека состояния копились много лет до анализа, то не стоит ожидать, что их решение и кардинальное преобразование произойдет незамедлительно. Анализ требует времени, но он не ставит своей целью проанализировать кого бы то ни было полностью или сделать его полностью индивидуированным. Целью является скорее приобретение способности сознательной индивидуации, что позволит выносить неизбежные сложности и вызовы жизни, перерабатывая их творчески и сохраняя внутри целостность и опору.

Методы аналитической психологии
Методы работы с бессознательным в юнгианском анализе включают в себя работу с ассоциациями, анализ сновидений, амплификацию и активное воображение.
На заре развития аналитичекой психологии Юнг использовал ассоциативный тест. Он включал в себя список слов – стимулов, на которые испытуемый говорил свои ассоциации. Юнг наблюдал за реакцией, и делал вывод о значимости определенной темы для испытуемого. В современном юнгианском анализе мы не используем ассоциативный тест, но теория по прежнему работает и по реакции клиента на определенные темы, можно думать о ее значимости, искать причины и выводить их на осознанный уровень.
Анализ сновидений занимает значительную часть в процессе терапии. Клиент может открыть для себя много нового, анализируя свои сны. В процессе разбора снов на свет появляются давно забытые события, переосмысливается личная история и можно наблюдать за процессами, происходящими в психике.
Сказки, фильмы, мифы, книги… Все образы, сюжеты, герои, которые волнуют, завораживают нас несут в себе огромный материал для исследования. Метод амплификации, впервые придуманный Юнгом, активно используется в работе юнгианского аналитика. Схожие образы, параллели в сюжетах находят свое место в истории клиента. История жизни клиента благодаря этим параллелям приобретает новые смыслы, а события, иногда на первый взгляд травматичные, открываются с новой стороны.
Случается, что клиент не запоминает свои сны. В таких случаях в юнгианском анализе для контакта с личным бессознательным используют метод активного воображения. Отпустив контроль и дав волю своему воображению, мы получаем образы весьма ценные для процесса анализа. Эти образы, как и сны дают возможность бессознательному выразить свое мнение. Обсуждая эти образы, раскрывая их смыслы мы делаем осознанным то, что прячется глубоко внутри психики клиента.