Анимус (лат.-дух)- архетип коллективного бессознательного, образ мужской части в психике женщины. Когда женщина замечает у себя рациональное мышление, желание бороться и побеждать, геройствовать, путешествовать и искать духовный смысл- это и есть проявление ее анимуса.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

А- алекситимия. Греч.- "Без слов для чувств". Это неспособность или затруднение к словесному и символическому выражению испытываемых чувств и эмоций. Бывает врожденная и приобретенная, как следствие серьезных нервных потрясений. По данным разных исследований от 5 до 25% населения имеют признаки алекситимии. К сожалению, алекситимия рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний: бронхиальная астма, мигрень, ожирение... Хорошо помогает при алекситимии арт и сказкотерапия, гипноз. Будьте здоровы!

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Анима (лат.- душа) - Это архетип коллективного бессознательного, образ женской части в психике мужчины. Когда мужчина замечает в себе расплывчатость чувств и изменчивость настроений, восприимчивость и интуитивность, то это и есть проявление его Анимы.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Архетип- универсальный образ или символ, содержащийся в коллективном бессознательном. Вот почему мы так любим сказки и мифы, мы встречаем во многих героях знакомые нам образы и ситуации. Правитель, герой, мудрец, славный малый, хранитель, ребенок, любовник...

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Бессознательное коллективное состоит из мощных первичных образов-архетипов, в которых отражены мысли, чувства и опыт, общий для всего человечества. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

Бессознательное личное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно охватывает все забытые или вытесненные приобретения личного опыта.

"Без человеческого разума бессознательное бесполезно. Оно всегда ищет свои коллективные цели, и его не заботит индивидуальная судьба".
"Сознание должно оборонять свой разум и защищать себя, а хаотической жизни бессознательного следует давать шанс проявить себя ровно настолько, насколько мы можем это допустить. Подобная динамика означает одновременно и открытое сотрудничество и открытый конфликт. Очевидно, это и есть тот путь, по которому должна строиться человеческая жизнь, напоминая старую игру молота и наковальни: железный пациент выковывается меж ними в неразрушимое целое, в "индивидуальность".
(С. G. Jung. Letters, p. 283)

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Великая мать- архетип, взятый из коллективного культурного опыта.

В образе Великой матери присутствует позитивно-негативная расщепленность "хорошая-плохая" мать. Полюс "хорошая" мать олицетворяет материнскую заботу и ласку, все то, что помогает ребенку расти и развиваться. Полюс "плохая" мать являет собой образ недоброты, тёмного и губительного. В слиянии полюсов и проявляется архетипическая полнота, которая влияет на ребенка независимо от реального образа матери.

Для установления полноценных отношений с реальной матерью ребенку необходимо принять свою мать как личность и свести свои противоположные восприятия матери воедино.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Глубинная психология- термин, вышедший из медицинской психологии, был введён Е.Блейлером для обозначения отрасли психологической науки, занятой феноменом бессознательного.

В классическую глубинную психологию входят психологические концепции Фрейда (психоанализ), Адлера (индивидуальная психология) и Юнга ( аналитическая психология).

Наше сознание лишь верхушка айсберга, малая часть нашей личности. В бессознательном находятся удивительные резервы для того, чтобы лучше понять и узнать себя.

Сказкотерапия, метафорические карты, метод свободных ассоциаций, проективные методы и психодрама успешно используются психологом и помогают обнаружить в глубинах психики и решить многие давние проблемы.

Диссоциация - болезненное состояние личности, когда она как бы рассыпается, разъединяется на составляющие части или комплексы. Это неминуемо приводит к неврозу. С помощью психолога необходимо восстанавливать потенциал к воплощению целостности, "полноты жизни" и реализации.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Жертва- По мере роста осознанности и самопознания у человека появляются новые смыслы и цели, направления саморазвития.
Юнг допускает, что каждый из нас в определенный момент жизни будет призван к жертве, в той или иной степени, к отречению от взлелеяной психологической установки, невротической или какой-либо другой. Это и есть та цена, которой мы платим за сознание.
Вслед за жертвой неминуемо следует качественный скачек духовного развития человека.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Индивидуация - процесс развития психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психологии.

Индивидуация и жизнь в режиме коллективных ценностей представляют расходящиеся тенденции. По мнению Юнга, их связывают друг с другом вина. Тот, кто вступил на личностную тропу, до некоторой степени отстраняется от коллективных ценностей, но при этом не теряет тех аспектов психического, которые коллективны унаследованным образом.

Чтобы "искупить вину" за свой "уход" , индивид обязан произвести что-то ценное для пользы общества. Предоставить выкуп вместо себя, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллективной личной сфере. Без такого производства ценностей окончательная индивидуация аморальна и -более того- самоубийственна..." (К. Г. Юнг. ) Гениальные учёные, поэты, художники, философы, общественные деятели...

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

МАНДАЛА (Mandala) - санскритское слово, означающее магический круг; геометрически - фигура, в которой круг заключен в квадрат или квадрат в круг. Мандала обладает более или менее регулярными кратными отношениями, разделена на четыре или кратное четырем число частей; лучи расходятся из центра или направлены в центр, что зависит от перспективы.

Юнг интерпретировал мандалу как зримую проекцию психического, его выражение, и, в частности, представление Самости. В процессе анализа мандалы могут обнаруживаться в сновидениях или различных изображениях (рисунках, пластике, архитектуре). Помимо того, что мандалы выражают стремление к целостности или свидетельствуют о ней на космическом уровне (мандалы традиционных религий), они также способны выполнять защитнуюфункцию психологически дезинтегрированных, расщепленных в личностном плане. (В.В. Зеленский)

Рисование мандал широко применяют в арт терапии как метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного и бессознательного.

✅Мандала терапия необходима при следующих состояниях:нервное напряжение;заниженная самооценка;агрессивность поведения;семейные конфликты;депрессии;сложная адаптация к новым условиям;расстройства мелкой моторики;психосоматические нарушения;страхи, хроническое тревожное состояние;потеря творческого потенциала;кризис среднего или подросткового возраста;нетерпеливость и гиперактивность.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метафора- это определение и изучение одного путём обращения к образу другого- уже существующего в нашем опыте, психике, в нашем бессознательном.

Метафорические ассоциативные карты (МАК), их прекрасные и глубокие образы из разных колод, помогают мне в работе психолога, помогают раскрыть и уточнить суть запроса клиента, найти путь и достигнуть результата. Это мой любимый инструмент, ведь каждая сессия с использованием МАК для клиента - это увлекательное путешествие в бессознательное, знакомство и самопознание.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Контрперенос - это бессознательное влияние пациента на аналитика, является очень важным средством информации в анализе.

Юнг допускал, что контрперенос может быть и не безвреден, имея в виду "психическую инфекцию" и опасность отождествления с пациентом.

Чтобы отличать собственные чувства и эмоции от контрпереноса, для чистоты и качества работы существует обязательное правило для психолога-регулярные супервизии и личный анализ.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Логос - универсальный разум, правящий миром. Как принцип, как начало, не обладающее статусом образа Бога. Юнг определял Логос как мужское начало, имеющее свою противоположность и компенсаторное дополнение- Эрос, женское начало.

Логос - суждение, различение, постижение, анимус, солнце. Эрос- любовь, близость, родство, анима, луна. Оба начала мотивируют человеческое поведение и делают возможным гармоничное развитие личности.

#псисловарьЕкатеринаКондратенко

Либидо - психическая энергия. Юнг использует понятие либидо в более широком значении, отвергая фрейдовский акцент на сексуальности.

Либидо является общей жизненной силой и часто проявляется в форме человеческих ценностей, выражающихся в приоритетах затрат времени, денег или физических усилий.

Психическая энергия поддаётся количественной оценке и может быть измерена (пульс, цвет кожи, дыхание).

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Ось Эго-Самость. Самость по определению Юнга, это центральный архетип, или архетип целостности.

Эго является центром субъективной идентичности, а Самость-центром объективной идентичности. Таким образом, Самость является высшим психическим авторитетом, которому подчиняется Эго.

Пример связи между Эго и Самостью можно найти в ветхозаветной истории о том, что человек (Эго) был создан по образу Бога (Самость).Это подтверждает теорию о том, что между Эго и Самостью существует связь, которая имеет существенное значение для обеспечения функциональности и целостности Эго.

Восстановление, а порой и построение этой связи, оси Эго-Самость является основной задачей в работе с клиентом в аналитической практике.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Персона - (persona - лат. актерская маска) - социальное "Я", роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте.

Практикуя с клиентами один из методов глубинной психологии "Матрешка" , я часто убеждаюсь в многослойности  психики человека. Персона- самый первый, внешний слой, туда мы вкладываем и рисуем все то, что хотим о себе презентовать, кем хотим казаться и выглядеть в глазах других людей. Очень важно не преувеличивать важность своей персоны и не отождествлять себя с ней)) Человеческая психика устроена сложнее и интереснее, слоёв много, наша Матрешка прекрасна!

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Проекция-автоматический процесс, посредством которого содержания бессознательного у индивида воспринимаются им как наличествующие у других людей.

"Точно так же как мы склонны предполагать, что мир является таким, каким мы его видим, мы по наитию считаем, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Все содержания нашего бессознательного оказываются постоянно спроектированными на наше окружение, и только распознавая определенные свойства объектов как проекции или образы (imagos), мы оказываемся в состоянии отделить их от действительных объектных качеств < ...> Cum grano salis, мы всегда видим наши собственные непризнаваемые нами ошибки в нашем оппоненте. Превосходные примеры этого можно отыскать во всех личных ссорах. Пока мы не (достигли) овладели редкой (необыкновенной) степенью само-осознания, мы никогда не сможем видеть сквозь свои проекции и должны всегда им уступать, потому что разум в его естественном состоянии заранее предполагает наличие таких проекций. Для бессознательных содержаний естественно, как данность, быть проектируемыми" (CW 8, par. 501).

С помощью проекции человек может создавать целые серии воображаемых взаимоотношений, часто имеющих очень мало или вообще не имеющих ничего общего с внешней реальностью.

Сплетничая, или даже просто описывая события, мы тоже невольно добавляем "отсебятину", перенося на действующих лиц качества, более свойственные, близкие и понятные рассказчику.

Проекция личной тени приходится обычно на лиц одного и того же пола. На коллективном уровне это приводит к войне, поиску козла отпущения и конфронтации между политическими партиями.

Проекция, возникающая в контексте терапевтического взаимодействия, называется переносом или контрпереносом, в зависимости от того, кто проектирует - анализанд или психоаналитик.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Раненый целитель- сам термин возник из легенды об Асклепии, боге врачевания, известном тем, что в память о собственных ранах и страданиях он основал святилище в Эпидавре, где могли исцеляться все желающие. Отсюда возникла параллель между древней целительной практикой и аналитическим лечением. Исцеление в святилище проходило в теменосе или отгороженной территории, прилегавшей к храму, что благоприятствовало отдыху "пациента", а также давало надежду, что он увидит исцеляющие сны. Аналитик рассматривается как раненый целитель, имеющий опыт исцеления.

Д. Сэджвик в своей работе "Раненый целитель" исследует природу контрпереноса (собственных реакций аналитика в психотерапевтической процессе). В книге описывается использование Юнгом в своей практике контрпереноса в качестве терапевтической техники.

Надо отметить, что идеи Юнга об интуиции, эмпатии, интерпретации сновидений на объективном уровне, аналитическим стиле или синхронии также содержат в себе понимание значения контрпереноса.

"Только раненый врач лечит" ( Jung, 1913, p.199).

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.

Переживание Самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве.

°С
В описани терминов я (иногда и частично) использую формулировки и описания, опубликованные в Словаре аналитической психологии К.Г. Юнга (авторы Э. Самуэлс, Б. Шортер, Ф. Плот, перевод Валерия Зеленского).

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Сенекс - психологический словарь Екатерины Кондратенко

Сенекс - (Senex - лат. "старый человек") - алхимический термин; в аналитической психологии обозначает персонификацию определенных психологических черт, присущих, как правило, пожилым людям. Например, уравновешенность, контроль за своими поступками, дисциплинированность, ответственность, рационализм, стремление к порядку, мудрость, дальновидность, консерватизм и др. Это понятие психологическое, а не возрастное: малые дети могут обнаруживать черты, присущие сенексу, равно как существуют пожилые люди с психологией ребенка.

Мифологически, сенекс представлен в образе античного бога Аполлона. В архетипической связке противоположностей тенью сенекса является пуэр или вечное дитя, ассоциируемые с Дионисом - безграничным в своих инстинктивных проявлениях, беспорядочным, капризным, вечно возбужденным и опьяненным.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Синхрония- явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием того или иного человека. Повторяющиеся переживания, отражающие события, не подчиняющиеся законам времени, пространствам причинности.
В общих положениях юнговское представление о синхронии сводится к следующему. Она есть:
1 ) акаузальный связующий принцип;
2) класс событий, связанных по смыслу, а не по причине (т. е. не совпадающих во времени и пространстве);
3) событие, совпадающее во времени и пространстве, но которое можно рассматривать и как имеющее значимые психологические связи;
4) явление, связующее психический и материальный миры.

Не только возможно, на даже весьма возможно, что психика и материя есть два разных аспекта одного и того же. Явления синхронии, как мне кажется, указывают именно в этом направлении, так как они показывают, что не-психическое ведет себя как психическое, и наоборот, без какой-либо причинной связи между ними" (CW 8, par. 440).

Часто у близких людей синхронизируется, проистекают одновременно и параллельно схожие процессы, события в жизни.

Забавный пример синхронии- это когда в один день на сессии приходят клиенты, в одежде одного цвета с одеждой терапевта.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Сновидения - в символической форме сновидения изображают текущую ситуацию в психическом с точки зрения бессознательного.
"Так как значение большинства снов оказывается не в согласии с тенденциями сознательного разума, демонстрирует специфические отклонения, то мы должны допустить, что бессознательное, матрица сновидений, выполняет независимую функцию. Это то, что я называю автономностью бессознательного. Сновидение не только не подчиняется нашему желанию, но очень часто встает в возмутительную оппозицию к нашим сознательным намерениям. Эта оппозиция не всегда заметна - иногда сновидение лишь немного отклоняется от сознательной установки и включает незначительные изменения - случайно оно может даже совпасть с сознательными тенденциями и намерениями. Когда я попытался выразить такое поведение в формуле, единственно адекватным показалось мне понятие компенсации, так как оно одно способно объединить все многочисленные способы поведения сна. Компенсацию необходимо отличать от комплементации (дополнительности). Понятие дополнительности слишком узко и ограничено - его недостаточно для объяснения функции сновидений, потому что оно обозначает отношение, в котором две вещи дополняют одна другую более или менее механически. Компенсация, со своей стороны, что подразумевает сам термин, означает уравновешение и сравнение различных данных или точек зрения так, чтобы произвести уточнение или исправление" (CW 8, par. 545).

В своей книге Роберт А. Джонсон, мой любимый автор, известный юнгианский аналитик описывает разработанный им четырехфазовый подход при работе со сновидениями. Очень рекомендую.

#псисловарь_ЕкатеринаКондратенко

Трикстер — архетип коллективного бессознательного, формирующий образы демонически-комических персонажей, совершающих противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющихся общим правилам.

Когда архетип Трикстера проявляется в человеческой судьбе, он нередко создает хаотические ситуации, вынуждающие человека выходить за прежние рамки, сомневаться в своих установках, менять привычки и сталкивает человека с его собственной Тенью.

В русских сказках одним из основных образов, формируемых Трикстером и олицетворяющих его, является образ Ивана- дурака.

"Встреча с фигурой трикстера может впечатлять любого культурного человека. Трикстер - предвестник спасителя. Он одновременно и сверхчеловек, и недочеловек, животное и божественное бытие, чьей главной и наиболее тревожащей характеристикой является его бессознательное. Именно благодаря ему трикстер отстранен от своих (очевидно, человеческих) собратьев, которые не устают указывать ему, что он пал ниже их уровня сознательности. Он настолько не осознает самого себя, что даже его тело не составляет с ним единства, а его руки борются одна с другой (CVV 9i, par. 472).

Теменос -(Temenos) - греческое слово, обозначающее священное, оберегаемое место. Как правило, таким местом в античной Греции была территория храма, в пределах которой можно было ощутить и пережить присутствие божественного.

Символически можно говорить о том, что пространство психоаналитических встреч – это Теменос. Место, где человек встречается со своим истинным Я, а аналитик выступает посредником.

Свое аналитическое пространство, где мы с коллегами делимся знаниями, опытом и рассказываем о возможностях юнгианской психологии, мы тоже назвали Теменос. Для нас это понятие наиболее полно описывает происходящее на сессии в кабинете.

www.temenoscab.ru

Психологически теменос описывает личное пространство-вместилище и ощущение приватности, окружающие аналитические взаимоотношения. Иначе, психически нагруженная аналитическая область (ситуация переноса), внутри которой и аналитик, и пациент ощущают потенциальное присутствие бессознательной силы. Это та психическая зона, которая наиболее чужда эго и характеризуется своей нуминозностью.

Тень - (Shadow; Schatten) - спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности,
ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Сумма всех непринятых, обычно по причине социального неодобрения, личностных качеств. Это как то, чем человек не хотел бы быть.

Эго соотносится с тенью, как свет с мраком, и именно наличие тени делает нас людьми.

Первый шаг к индивидуации, к принятию себя- это знакомство и интеграция собственной тени. Ведь так часто в эту тёмную область психики человек прячет, не признает и не использует в жизни весь ресурс и помощь золота своей тени, её мощный целительный потенциал...

Уроборос - универсальный мотив змеи, свернувшейся в кольцо и кусающей свой собственный хвост.
Как символ уроборос предполагает первичное состояние, подразумевающее темноту и саморазрушение, равно как и плодородность, и творческую потенцию. Он отображает этап, существующий между описанием и разделением противоположностей.

В аналитической психологии понятие уробороса используется в качестве основной метафоры для обозначения ранней стадии развития личности. Инстинкт жизни и инстинкт смерти не установлены в своих очертаниях, равно как и любовь и агрессия; половая идентичность не оформлена; нет разницы между едящим и накормленным, есть лишь вечно пожирающий рот. В известной степени это составляет большую часть психической жизни младенца, и эта стадия развития характеризуется как уроборическая.

Фиксация - процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным к объекту, уместному на более ранней стадии развития. Юнговский отход от чисто психоаналитического (редуктивного) подхода к интерпретации той или иной фиксации состоит в том, что идея "точек фиксации" ни в коей мере не акцентируется.

Целостность - Согласно Юнгу, целостность соответствует здоровью, одновременно представляя потенциал и способность. Отсюда достижение целостности можно рассматривать как цель или назначение жизни. Взаимодействие со средой и другими людьми может способствовать или, напротив, мешать этому процессу в зависимости от обстоятельств. Для Юнга целостность больше означала "полноту", нежели "совершенство".

Идея целостности связана с понятием противоположности. Если две конфликтующие противоположности сходятся вместе и синтезируются, то результат входит в большую целостность.

Эго - Юнг указывал, что представление об эго личности часто путают с самопониманием.

"Любой обладающий мало-мальским эго-сознанием считает само собой разумеющимся, что он себя знает. Но эго знает только свои собственные содержания, оно не знает бессознательное и его содержания. Люди измеряют свое знание о себе тем, что знает о себе средний человек в их социальном окружении, а не теми реальными психическими фактами, которые по большей части оказываются скрытыми от них. В этом отношении психическое ведет себя подобно телу, о физиологической и анатомической структуре которого среднему человеку тоже известно очень мало. Хотя человек живет в своем теле и со своим телом, большая часть его человеку-неспециалисту абсолютно неизвестна, и для этого необходимо специальное научное знание, не говоря уже о всем том, что не известно вообще, но что также существует" (CW 10, par. 491; АППН, с. П5;ПП,с. 207).