Ко мне приходят люди в возрасте от 25 до 45 лет. Для меня как для психолога эти цифры означают, что человек сейчас находятся в одной из двух стадий психосоциального развития: молодость или зрелость. У каждой из этих стадий есть свои задачи. На выходе из этих стадий человек имеет круг решенных задач и круг нерешенных, с которыми он переходит на следующий этап. Молодости предшествуют 5 стадий развития, каждая со своими задачами, решенными или нет.  О задачах молодости и зрелости немного поговорим в этой статье.

Почему важно понимать задачи, которые в данном возрасте стоят перед человеком, и о чем может быть моя помощь как психолога?  Мне нравится цитата и Алисы

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Важно понимать куда мы все-таки попадем. А попадем мы из молодости в зрелость, из зрелости в старость. И, как мы будем себя чувствовать на следующем этапе, очень зависит от того, насколько мы справимся с задачами нынешнего периода.

Итак, молодость. 20-26 лет как этап развития предполагает  получение профессии, ухаживания, ранний брак, начало самостоятельной семейной жизни, интимность, поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека. Человек гармонично проживает эту стадию, если кризисы предыдущих этапов разрешились благополучно.

В противном случае работать надо над тем, что не сделано ранее.

Человеку, который не доверяет другим (задача младенчества), будет трудно довериться самому;

Если кризис сомнения/уверенность (задача дошкольного возраста) разрешился в пользу неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;

Человеку, который чувствует себя неадекватно (задача школьного возраста), будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;

Отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе — к душевному разладу (задачи подросткового возраста

На стадии молодости важны романтические, эротические, сексуальные составляющие. Благополучным разрешением стадии молодости будет кризис «интимность/изоляция»: способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиски компромиссов в общих целях. Неблагополучным разрешением будет избегание опыта близости из боязни «потерять независимость», самоизоляция.

С таким багажом человек переходит в зрелость 26-64 года. Зрелость предполагает  выбор между продуктивностью и инертностью. Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. Стадия предполагает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. На выходе мы получаем кризис середины жизни, который выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности.

Вопрос, который задает человек себе в этом возрасте «Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?»

И вот мы переходим в старость. Нам хочется однажды стать теми счастливыми жизнерадостными бабушками и дедушками, которых изредка, но все же  встречаем в жизни. Решив задачи каждой стадии развития,  именно такими мы и станем.

Автор статьи: Альбина Гиниятуллина